У параллельной компрессии есть реальные преимущества, которые действительно хорошо работают, в чем я очередной раз убедился пару лет назад, когда мы приобрели консоль DiGiCo SD8. Но, во-первых, позвольте сначала рассказать историю вопроса и объяснить некоторые термины, а потом я расскажу, как я это делаю. Честно скажу, что я не эксперт, но было очень интересно опробовать применение этой техники и поиграть с её разновидностями.
Краткая история параллельной компрессии
Не существует единого мнения по поводу, где эта техника зародилась. Ее иногда называют «нью-йоркская компрессия» — в 70-х и 80-х она часто использовалась в студиях Нью-Йорка при микшировании. Другие говорят, что этой технике более 40 лет, и ее применяли еще в Motown, чтобы помочь вокалу выделиться на фоне насыщенных музыкальных частей. Если вы слушаете ранние образцы той музыки (думаю, Фрэнк Синатра), вы услышите вокал на переднем плане и музыкальное сопровождение сзади.
Когда стиль Motown стал намного более оживленным, стало труднее посадить вокал точно на фронт, чтобы он не заблудился в миксе. Чтобы исправить это, и была привлечена параллельная компрессия. В основном, я сегодня использую ее именно для этого. В любом случае, что это очень полезный метод при построении вашего микса.
Определение терминологии
Когда мы говорим о параллельной компрессии, то применяем кучу терминов – двойной патчинг, двойная шина, smashing, spanking, шина с компрессией, и т.д., — так что позвольте сначала прояснить некоторые из них.
Двойной патчинг – это способ, которым мы достигаем параллельной компрессии. В принципе, мы посылаем один микрофон на два канала и обрабатываем их по-разному. На аналоговой консоли это может быть сделано с помощью простого Y-кабеля, или (лучше) при помощи небольшого микрофонного сплиттера, например — Radial JS. На цифровой консоли вы просто патчите один вход на два канала. В любом случае — один канал подвергается компрессии, другой нет.
Простой пример двойного патчинга.
Двойная шина используется, если вы работаете с несколькими входами, на которые желательно применить параллельную компрессию. Вы посылаете их на две подгруппы (шины), одну из них компрессируете, другую – нет. Я позже расскажу, как использовать два способа одновременно.
Простой пример двойной шины.
Smashing – сленговый термин параллельной компрессии. Когда кто-то говорит о вокальном smash-канале, обычно речь идет о параллельной компрессии. Так как обычно в данном случае используются довольно радикальные установки компрессора (подавление на 10-15 дБ), то этот канал, как говорится, «разбит», или «сплющен» — smash.
Spanking – это более мягкая форма Smashing. На самом деле, эти термины применяются не повсеместно, но лучше объяснить. В данном случае используется менее радикальные установки (подавление на 6-9 дБ).
В случае применения метода «двойная шина» группа каналов назначается на подгруппы, например 1-2. Первая группа (или шина) совсем без процессинга, вторая – с компрессией. Панорама на обеих шинах – в центр. Возможно, это самая деликатная форма параллельной компрессии, и здесь применяется очень небольшой коэффициент подавления (4-6 дБ, или меньше). Это довольно тонкий эффект, и таким образом – это не smash, это шина с компрессией.
Если с подключением все понятно, перейдем к вариациям применения этой техники.